wrapper

    

Человек есть бесконечно открытая потенциальность.

Ж.-П. Сартр

Развитие интеллектуальных способностей человека определило его переход из животного состояния в человеческое. Появление сознания и способности к творчеству как самоконструирования себя и окружающего мира разделило эпохи животного и человека.

Особенностью животного-предчеловека является отсутствие у него природных защитных приспособлений. Эпоха животного характеризуется преобладанием природных, естественных инстинктов и активной приспосабливаемостью его к окружающей среде. Объединение предлюдей в животное стадо стало первым искусственным способом приспособления предчеловека к окружающей природе. Уже простое общение между членами этого предобщества представляет собой совокупность актов творчества, т. е. зарождение творчества как такового. «Всеобщие (общие всем) способы и средства обращений индивидов друг к другу каждым из нас творятся заново любым актом живого обращения к людям и к себе самому» [7, 79]. Начало творчества знаменует появление новой эпохи, когда человек не просто приспосабливается к природе, а начинает видоизменять ее в соответствии со своими потребностями.

Появление и развитие творческого сознания открывают начало Большого социального взрыва, кардинально перестраивающего мир в интересах каждого человека. Большой социальный взрыв — это коренное преобразование природных и социальных условий в интересах каждого человека и человечества в целом. Развертывание Большого социального взрыва происходит на основе развития физических и интеллектуальных способностей человека. Эволюционное приращение физических и интеллектуальных способностей человека характеризует первый этап Большого социального взрыва. Здесь преобладают природные, физические составляющие развития. На втором этапе Большого социального сдвига природные, физические и социальные изменения приобретают характер качественного прорыва, или скачка. В рамках первого этапа основным источником развития остаются преимущественно физические способности человека, одновременно в течение этого этапа нарастает значение интеллектуальных способностей. Можно сказать, что развитие общества происходит на основе использования природных и социальных импульсов развития. На разных исторических этапах развития общества наблюдается разное соотношение природных и социальных импульсов. Первоначально природные импульсы преобладали, а интеллектуальные импульсы имели второстепенное значение. В настоящее время на первые места активно выдвигаются интеллектуальные импульсы развития, но они скованы существующей экономической парадигмой, системой ценностей и целей современного общества.

Настоящий этап Большого социального взрыва отличается выдвижением социальных импульсов на основе развития физических и интеллектуальных способностей человека. Физические способности человека постепенно приобретают подчиненный характер, образуя основу развития интеллектуальных способностей людей. Интеллектуальные способности выдвигаются в качестве господствующего импульса развития общества и цивилизации в целом.

Теория Большого социального взрыва впервые в истории движителем качественных изменений в обществе выдвигает не столько научно-технический прогресс, сколько социальный прогресс. Социальный прогресс как причина качественных изменений в обществе связан с глубокими изменениями в общественном положении человека. «Роль человека в любом виде экономической деятельности велика, но его роль в инновационной экономике как носителя знаний, творческих возможностей, становится ключевой» [8, 119]. Следствием качественного изменения общественного положения человека становится всеобщее и всестороннее развитие способностей и сверхспособностей каждого человека. Развитие творческого потенциала личности — ядро качественных преобразований в обществе.

Развитие творческого потенциала неограниченного числа субъектов является сущностью Большого социального взрыва. Творчество выражает главное ядро сущности человека. «В широком смысле творчество — это переход небытия в бытие, внесение в мир нового, у которого не было прецедента существования или же для него не существуют правила создания» [3, 92]. Массовое творчество миллионов становится рычагом качественных изменений в развитии производительных сил и производственных отношений. Большой социальный взрыв выражает такое состояние общества, когда оно выходит на орбиту новой эволюции за счет творческой деятельности свободных и высокоразвитых людей. Теория Большого социального взрыва определяет происхождение общества свободных людей.

Творческие способности и сверхспособности миллионов людей на Земле — ключ к решению множества проблем общества. Условиями развития творческого потенциала общества выдвигаются развитие и совершенствование социально-экономических и общественно-политических отношений на основе системной демократизации отношений собственности. Реальная и всесторонняя демократизация отношений собственности коренным образом меняет общественное положение каждого человека. Только свободный, самостоятельный и независимый человек способен к творческому труду. Массовый творческий, высокопроизводительный труд создает условия для решения глобальных проблем человечества. Численность населения перестает быть проблемой, поскольку чем больше творческих людей, тем выше потенциал экономики, способной удовлетворить разумные потребности каждого человека. Массовый творческий труд, основанный на неограниченных интеллектуальных ресурсах, преодолевает ограниченность экономических ресурсов. Высокопроизводительный массовый творческий труд означает, что каждый человек способен производить продукцию, в несколько раз превышающую его пожизненно потребляемые блага.

Массовый творческий труд, неограниченные интеллектуальные ресурсы, высокая производительность труда каждого члена общества оказывают влияние на формирование качественно новых экономики, общества и государства. Постепенно — и качественным образом — меняется социальный характер каждого человека, он руководствуется мировоззрением мира, гуманизма и творчества в своей повседневной жизни.

Постоянно повторяющейся идеей современных исследований, зафиксированных в многочисленных статьях и монографиях, является вывод о необходимости смены современной парадигмы развития. Устойчивое снижение темпов экономического роста, прогнозы аналитиков относительно возможности в ближайшие десятилетия достижения мировой экономикой нулевого роста свидетельствуют об исчерпании резервов современной экономической парадигмы. Все настойчивее звучат голоса о необходимости смены нынешней системы ценностей и целей экономического развития. «Пришла пора осознать, что полная смена парадигмы экономической системы и государственной власти неизбежна» [1, 82]. Очевидной становится несостоятельность главной ценности и цели современной экономической парадигмы. Безудержное накопление богатства и сверхпотребление ничтожной части общества и деградация и состояние физического выживания абсолютного большинства населения являются причинами системного кризиса общества.

Устранить это препятствие для прогресса и процветания можно только на основе радикального изменения отношений собственности и общественного положения каждого человека в экономической системе. Фундаментальное условие общественного прогресса и процветания — системная демократизация отношений собственности и на этой основе обеспечение преобразования современной модели сначала в демократическую модель экономического прогресса, а затем — в креативную модель экономического процветания. Системная демократизация отношений собственности — не самоцель, а средство коренного изменения положения человека в обществе. Причем изменение положения человека в обществе рассматривается как важнейшее средство коренной модернизации общественно-экономических отношений.

Главная производительная сила общества — это человек, обладающий резервами бесконечного совершенствования себя и окружающего мира. Становление массового творческого человека является решающим средством совершенствования экономики и общества. Именно массовый творческий труд образует неограниченные резервы экономического роста и процветания. Развитие безграничных способностей и сверхспособностей неограниченного числа людей есть источник безграничного развития и совершенствования экономики и общества. Решающее условие появления и развития творческих способностей миллионов — системная демократизация отношений собственности.

Ключевая идея предлагаемой парадигмы состоит в том, что человек создает проблемы, и только человек способен их разрешить. Причем речь идет о творческом человеке, на плечи которого ложится задача решить все не решаемые сегодня проблемы. Массовый творческий человек, обладающий неисчерпаемыми и неограниченными интеллектуальными ресурсами, способен преодолеть современные глобальные проблемы человечества. «Неквалифицированное, социально незрелое общество не может создать не только инновационное, но и сколько-нибудь технологически развитое промышленное производство» [4, 53]. Для появления массового творческого человека необходимы новая парадигма, новый подход, согласно которому человек становится высшей ценностью, а его развитие и совершенствование — главными целями общества.

Современная парадигма социально-экономического и общественно-политического развития, несмотря на ее исторические особенности, существует несколько тысяч лет. Она основана на игнорировании интересов благополучия и развития «простых» членов общества. Противоречия между потребностями экономического развития и прямой деградацией значительной части населения являются свидетельствами неспособности господствующей парадигмы обеспечить решение данной проблемы. Формами проявления данного противоречия являются обостряющиеся глобальные проблемы — избыточная численность населения Земли, возрастающая ограниченность экономических ресурсов, низкая эффективность производительной деятельности людей, прогрессирующая деградация населения, связанная с низким уровнем и качеством жизни большинства населения. Многократно возрастают упущенные возможности, которые на порядок и более превышают достижения нынешней цивилизации.

В условиях господствующей социально-экономической парадигмы отсутствуют предпосылки демократического и гуманистического преодоления указанных противоречий и глобальных проблем. Современная модель экономического выживания «означает приватизацию доходов населения и социализацию убытков банков и корпораций посредством перераспределения бюджетных доходов» [5, 164].

Отсутствие собственности формирует у населения апатию, безразличие, узость интересов, подавляет творчество. Господствующая идеология способствует развитию потребительства и при невозможности достижения целей потребительства провоцирует распространение преступности, алкоголизма, наркомании и других пороков в поведении отдельных людей. Деградация личности — закономерный результат концентрации собственности и уменьшения численности действительных собственников. Особенно опасным является растущее самоотчуждение членов общества, когда они разделяют моральные ценности не созидания, а разрушения. «В данной связи совершенно по-новому звучит главный вопрос философии Альбера Камю: стоит ли такая жизнь того, чтобы ее прожить? Насколько вообще в подобных условиях человек может быть Человеком?» [2, 55]. Таким образом, концентрация собственности и уменьшение численности собственников сопровождаются растущим отчуждением населения от государства, отчуждением населения от материального благополучия и духовного развития, от творческих способностей, а также самоотчуждением и моральной деградацией части членов общества.

Большинство экономистов-исследователей согласны с положением, что «главная проблема социально-экономического развития России видится… в ее политико-экономической системе» [9, 136]. Естественным следствием возрастающих трудностей современной парадигмы развития стала «разработка новой парадигмы социально-экономического развития, которая способна обеспечить благосостояние общества…» [6, 186]. Многие исследователи приходят к выводу, что человечество ныне вступило в критическую эпоху, требующую смены парадигмы развития. Это эпоха кардинального преобразования в развитии производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Главный вопрос текущего момента заключается в поиске новой модели экономического развития.

Системная демократизация отношений собственности представляет собой распределение продукции, доходов и богатства в пользу всех членов общества во всех моментах и фазах общественного воспроизводства. Тогда каждый человек становится и собственником, и тружеником, а также активным участником совершенствования экономики, общества и государства. В условиях системной демократизации отношений собственности интересы государства совпадают с интересами всех граждан, а интересы граждан выражаются через деятельность государства. Демократизация собственности и рост численности собственников — гарантия укрепления, развития и процветания государства.

Системная демократизация отношений собственности изменяет общественное положение каждого человека, целью общественного развития становятся благосостояние и развитие способностей всех членов общества. Происходит распространение творческого человека, которое сопровождается массовым научно-техническим творчеством, многократным повышением общественной и индивидуальной производительности труда.

Появление творческого человека в массовом масштабе является объективной закономерностью общества системной демократизации отношений собственности. В креативности людей исследователи обнаруживают неисчерпаемый экономический ресурс. Творческий человек, обладая безграничными интеллектуальными способностями, преобразует ограниченные экономические ресурсы в неограниченные экономические ресурсы. Творчество миллионов становится исключительным и обязательным условием процветающей экономики. Массовый творческий труд обеспечит многократное повышение индивидуальной и общественной производительности труда, фундамент всестороннего совершенствования социально-экономических и общественно-политических отношений прогресса и процветания.

Резкое возрастание технических возможностей человека предъявляет высокие требования к его моральным, мировоззренческим свойствам. Системная демократизация отношений собственности оказывает положительное влияние на культурное и морально-нравственное состояние каждого человека. Экономическая свобода, равенство возможностей, творческий труд миллионов на благо каждого человека и прогрессивного развития общества формируют демократическое, гуманистическое и креативное мировоззрение.

Системная демократизация отношений собственности является фундаментальным условием формирования прогрессивной экономической парадигмы, обеспечивающей неограниченное и процветающее развитие цивилизации. Переход от современной экономической модели выживания к демократической модели экономического прогресса, а в дальнейшем — к креативной модели экономического процветания — такова закономерность развития экономических моделей общества и системы экономических отношений в условиях распространения системной демократизации отношений собственности. Демократическая модель экономики является промежуточной моделью между современной и креативной моделями. Она несет в себе элементы как современной модели выживания, так и элементы креативной модели процветания.

Креативная модель экономического процветания опосредует глобальные изменения в системе экономических отношений и в экономической структуре общества. Преодоление ограниченности экономических ресурсов приведет к замене рыночного хозяйства общественно планомерным хозяйством. Всеобщая частная собственность в условиях изобилия экономических благ постепенно преобразуется в общую общественную собственность всех членов общества на весь общественный продукт. Экономическая структура общества претерпит глобальные изменения. В сфере материального производства будет занято всего несколько процентов экономически активного населения. Подавляющая часть работников будет занята в креативном секторе экономики и будет работать в многочисленных научных, проектных и конструкторских организациях. Значительная часть работников будет занята в отраслях, обеспечивающих расширенное воспроизводство способностей и сверхспособностей миллионов творческих людей. Экономическая цель общественного хозяйства будет решать многочисленные задачи укрепления и развития физических и духовных способностей всех членов общества.

В заключение выделим следующие положения.

  1. Цивилизация стоит на пороге кардинальных научно-технических преобразований.
  2. Качественно новый научно-технический уровень общества имеет не только положительные последствия, он сопровождается усилением опасности его разрушительных последствий. Носителем этой опасности является современный человек, который выживает в условиях господствующей антигуманной парадигмы, а поэтому склонен выбирать идеи и деятельность разрушения, а не творческого созидания.
  3. Теория Большого социального взрыва дает обоснование необходимости перехода человечества от парадигмы благополучия для избранных к парадигме благополучия каждого человека на Земле.
  4. Условием перехода к парадигме благополучия каждого человека на Земле является системная, всесторонняя и всеобщая демократизация отношений собственности, коренным образом меняющая общественное положение каждого человека. Каждый человек становится и собственником, и тружеником, и активным гражданином, созидающим демократическую, гуманистическую и креативную цивилизацию.
  5. Свободный, независимый, самодостаточный человек единственно способен к творческой деятельности. Творческий человек становится главным действующим лицом, коренным образом преобразующим производительные силы и производственные отношения. Массовый творческий человек, массовый творческий труд на несколько порядков повышают производительность индивидуального и общественного труда и создают возможности решения многочисленных проблем общества.
  6. Структура экономики получает качественные изменения, число занятых в материальном производстве резко сокращается, а число занятых в креативном секторе экономики резко возрастает. Основная часть занятых будет трудиться на многочисленных и многоотраслевых научных, проектных и внедренческих предприятиях и организациях, а также в организациях и учреждениях, обеспечивающих развитие способностей и сверхспособностей миллионов творческих людей.
  7. Демократическая, гуманитарная и креативная парадигма развития обеспечит условия формирования мировоззрения и ценностей мира, жизни, материального благополучия и творчества неограниченного числа членов общества.

Литература

  1. Альпидовская М. О новой экономической модели сквозь призму высокопроизводительного труда // Экономист. 2015. № 10.
  2. Бирюков А.А. Избыточное человечество? Мальтузианство и марксизм о проблеме «лишних людей» // Вопросы философии. 2015. № 12.
  3. Ильин В.В. Интеллект как творчество: энергия самоутверждения // Философия хозяйства. 2012. № 12.
  4. Кулешов В., Алексеев А., Ягольницер М. Дорожная карта политики реиндустриализации: когнитивный инструментарий // Экономист. 2015. № 10.
  5. Лемещенко П.С., Голубев К.И. Трудовой характер материальных благ и постсекулярное общество // Философия хозяйства. 2014. № 1.
  6. Манахова И.В. Повышение устойчивости благосостояния на основе новых моделей потребления // Философия хозяйства. 2015. № 1.
  7. Михайлов Ф.Т. Инновационная культура и творческие способности человека // Инновации. 2003. № 5.
  8. Рудакова И.Е., Курносова Т.И. Представление о человеке и человеческий капитал в экономической теории // Философия хозяйства. 2013. № 2.
  9. Слепаков С.С. Движущие силы политико-экономического развития современной России // Философия хозяйства. 2015. № 1.

References

  1. Аl'pidovskaya M. O novoj ehkonomicheskoj modeli skvoz' prizmu vysokoproizvoditel'nogo truda // EHkonomist. 2015. № 10.
  2. Biryukov А.А. Izbytochnoe chelovechestvo? Mal'tuzianstvo i marksizm o probleme «lishnikh lyudej» // Voprosy filosofii. 2015. № 12.
  3. Il'in V.V. Intellekt kak tvorchestvo: ehnergiya samoutverzhdeniya // Filosofiya khozyajstva. 2012. № 12.
  4. Kuleshov V., Аlekseev А., YAgol'nitser M. Dorozhnaya karta politiki reindustrializatsii: kognitivnyj instrumentarij // EHkonomist. 2015. № 10.
  5. Lemeshhenko P.S. Golubev K.I. Trudovoj kharakter material'nykh blag i postsekulyarnoe obshhestvo // Filosofiya khozyajstva. 2014. № 1.
  6. Manakhova I.V. Povyshenie ustojchivosti blagosostoyaniya na osnove novykh modelej potrebleniya // Filosofiya khozyajstva. 2015. № 1.
  7. Mikhajlov F.T. Innovatsionnaya kul'tura i tvorcheskie sposobnosti cheloveka // Innovatsii. 2003. № 5.
  8. Rudakova I.E., Kurnosova T.I. Predstavlenie o cheloveke i chelovecheskij kapital v ehkonomicheskoj teorii // Filosofiya khozyajstva. 2013. № 2.
  9. Slepakov S.S. Dvizhushhie sily politiko-ehkonomicheskogo razvitiya sovremennoj Rossii // Filosofiya khozyajstva.

Статья опубликована в "ФХ" №3 2017

Контакты

 

 

 

Адрес:           


119991, ГСП-1, Москва,

Ленинские горы, МГУ
3 учебный корпус,

экономический факультет,  

Лаборатория философии хозяйства,к. 331

Тел: +7 (495) 939-4183
Факс: +7 (495) 939-0877
E-mail:        lab.phil.ec@mail.ru

Последний номер "ФХ"

 fh5 2017

Календарь

Декабрь 2017
15
Пятница
Joomla календарь