wrapper

    

 ***

Развитие и результаты инновационной деятельности в России хотелось бы видеть более значительными. Так по итогам 2013 г. Россия находилась на седьмом месте по количеству национальных патентных заявок. Казалось бы, неплохо. Но если учесть, что импорт интеллектуальной собственности в 11 раз превышает экспорт, то картина получается не очень радующая. Естественно, что первое, что хотелось бы сделать, это указать на большее количество денег, предназначенных на развитие науки и инновационной деятельности. В то же время следует иметь в виду дефицитность действующего бюджета и установку на последующие три года: сокращение государственных расходов, в том числе и инновационных. Следовательно, рассчитывать на увеличение средств на инновационную деятельность не приходится. Поэтому поведем речь о создании лучших условий для инновационной деятельности, причем без существенной помощи государства.

Значительную помощь владельцам изобретений оказывает борьба с рейдерством. Имеется в виду захват успешно работающих предприятий и фирм. Этот метод широко применялся в конце XX в., когда получил широкое распространение. В настоящее время прямой захват предприятий ликвидирован, однако рейдеры изменили методы работы по захвату чужой собственности. Когда предприятия не защищены от захвата рейдерами, нет стимула хорошо работать. Незащищенность собственности действует как антистимул хорошей работе. Хорошо работая, можно получить приличную прибыль и положить ее в карман собственника, пока предприятие не захватили рейдеры. Но уж рисковать, вкладывая деньги в разработку инноваций, их внедрение, что требует значительного времени для достижения результата, и надеяться, что все окупится, при возможности утраты собственности является действием достаточно бессмысленным.

Совершенно очевидно, что нормально работающее предприятие хочет быть еще более эффективным. В условиях конкурентной борьбы оно должно стремиться к внедрению новинок. В этом смысле, казалось бы, созданы условия развития инноваций, их внедрения. Если хорошо работающее предприятие может быть захвачено иным владельцем, то какой смысл вкладывать деньги в науку, в НИОКР, в освоение новых изделий? Лучше эти деньги употребить на увеличение премий, дивидендов, зарплаты. В этом случае опасность недружественных захватов выступает антистимулом совершенствования производства, да и вообще хорошей работы. Если это так, то ожидать ускоренного движения к инновационной экономике совершенно бесполезно. Более того, следует отметить, что нецивилизованное перераспределение собственности тормозит и экономический рост. Таким образом, недостаточная защита собственности является фактором, тормозящим экономический рост.

В настоящее время рейдерство осуществляется через суды, штрафы и т. д. Сейчас задача государства ужесточить законы, ставящие рейдерство вне закона, и карать подобные действия со всей строгостью. Думается, что законы против рейдерства и суровость их окажут положительное влияние на оживление инвестиционной деятельности.

Одним из моментов защиты собственности, в том числе и интеллектуальной, может быть взаимосвязь частных предприятий с ВПК. Чем теснее связь предприятия, фирмы с ВПК, тем менее вероятны попытки рейдерского захвата этого предприятия и получения им интеллектуального результата. Это еще одно обстоятельство, обусловливающее тесную связь частного предприятия с ВПК.

Следует обратить внимание на формы помощи государства инноваторам и совершенствование формы организации инновационной деятельности. Заслуживает внимания опыт организации импортозамещения фармакологии. Четыре года назад было обращено внимание на то, что значительная часть лекарств — иностранного происхождения. Одним из выходов был избран путь ускоренного развития производства лекарств. Был заключен ряд контрактов на организацию производства лекарств в России. Заключены соответствующие договоры. В результате особого отношения к этой отрасли появляются соответственно положительные результаты. По 132 лекарственным препаратам за последние 4 года за это время закончены разработки 126 видов жизненно важных лекарств. Только за восемь месяцев 2016 г. на рынок было выведено 11 новых импортнозамещенных лекарств.

Три четверти жизненно важных лекарств производится в России. Думается, целесообразно применять практику заключения контрактов по ряду других отраслей. В частности, речь может идти о производстве станков в России. Могут сказать, что сравнивать производство жизненно важных лекарств с производством станков вряд ли целесообразно. Разумеется, это разные вещи, но коль скоро мы должны осуществить модернизацию производства, развивать отрасли, определяющие перестройку, то значимость станков высока, а их производство крайне важно и необходимо.

Интересный опыт развития импортнозамещяемого производства имеется на Среднем Урале. В настоящее время на территории Свердловской области реализуются 200 инвестпроектов, в том числе в промышленности общий объем инвестиций составил 180 млрд р.

В результате организации стимулирования инвестирования в Свердловской области производство выросло в 2016 г. на 5%. Думается, что такой опыт заслуживает широкого распространения.

В Москве разрабатывается большой пакет поощрений для инвесторов в специальном законе. Правда, он касается не всех инвесторов, а только тех, которые делают долгосрочные вливания, создающие новое высоквалифицированное производство. Эти предприятия получают особый статус. На какие меры поддержки вправе рассчитывать инвесторы? Прежде всего, это налоговые льготы. Среди них:

  • снижение налога на прибыль с 18% до 13,5% (но только в части, подлежащей зачислению в городской бюджет);
  • обнуление налога на имущество;
  • снижение до 10% арендной платы.

В этом законе предусматривается возмещение убытков, если они понесены их из-за изменения законодательства, а также незаконных действий должностных лиц. Приведенные примеры совершенствования материального стимулирования оказывают определенное влияние на рост производства и рост инвестиций. Выше говорилось о росте производства в Свердловской области. Обсуждение и введение нового закона в Москве привели к росту производства в 2016 г. на 2,5%. Очевидно, что в регионах используются далеко не все методы стимулирования инвестиций. Несмотря на трудное положение, в регионах есть резервы стимулировать производство и развивать инновационную деятельность.

Думается, что опыт материального стимулирования в рамках отраслей регионов заслуживает одобрения, изучения и распространения внутри отраслей и регионов. Одними из способов, влияющих на развитие инновационной деятельности, являются технопарки, создаваемые частным капиталом с помощью регионов. В Москве за последние два года число технопарков увеличилось в 4,5 раза. Если в 2014 г. было 5 технопарков, то сейчас 22. Приведенные примеры совершенствования материального стимулирования, нацеленного на экономический рост, показывают, что оно принесет свои плоды. Очевидно, что в регионах далеко не все методы стимулирования инвестиций используются. Несмотря на трудное положение, в регионах есть резервы увеличения производства на основе инновационной деятельности.

Одной из форм осуществления инноваций является венчурный капитал. Само понятие венчурного капитала появилось в 1940-е гг. В этот период времени в США возникло перенакопление капитала. Одной из форм реализации этого явления выступает венчурный капитал. Суть сделки заключается в том, что у человека есть изобретение, под реализацию которого можно получить кредит. Причем кредит может быть на разные сроки: срочным до — 1,5 лет, среднесрочным — до 3—5 лет.

Венчурный капитал после возникновения развивается бурными темпами. Уже в 2000 г. существовало более 1700 венчурных фондов с общим объемом капитала 150 млрд дол. Рост и развитие венчурного капитала продолжаются в странах Запада, где широко распространена практика, когда венчурная фирма осваивает новый продукт, создает новое производство и затем его продает. В наших условиях эта практика не получила широкого распространения. Тем самым не создаются условия для изобретателей, которые при создании нового производства могли бы получать определенный процент от массового производства инновационных изделий или получали бы значительный пакет акций, который при реализации мог бы дать значительные средства. По-видимому, отсутствие этой практики обусловливает недостаточное развитие венчурного капитала в России. Развитие венчурного капитала должно активизировать процесс инновационной деятельности. Венчурный капитал создает условия продвижения изобретений как с технологической стороны, так и обеспечивает работы по созданию нового продукта средствами. Работающие в венчурной кампании специалисты должны быть высокого класса. В то же время они подчас соглашаются на сравнительно низкую зарплату. Это происходит, поскольку им обещают и, как правило, обеспечивают получение высоких доходов впоследствии. В венчурных кампаниях получила распространение практика замены высоких доходов сверхвысокими будущими, что, в частности, обеспечивается акциями этой венчурной кампании. Такой подход позволяет осуществлять доведение изобретения до нужной кондиции сравнительно скромными расходами, которые возмещаются при реализации готовой продукции. Таким образом, все работники венчурной кампании ожидают реализации готового инновационного продукта и реализации розданных обещаний. Тем самым все участники венчурной фирмы заинтересованы в одном и том же — в реализации готового инновационного продукта. К сожалению, венчурный капитал не получил у нас распространения и должной поддержки государства. Совершенно очевидно, что необходимо развивать у нас венчурный капитал. Но одних пожеланий мало. Необходимы протекционистские меры со стороны государства и банков.

Важной причиной невосприимчивости российского бизнеса к инновационному производству является получение значительных доходов группами финансового контроля в корпорациях, которые не облагаются налогом и не учитываются в финансовых документах. Естественно, что пока есть возможность получать значительные финансовые средства в обход налоговых органов и корпоративного контроля, они могут присваиваться олигархами, руководителями крупных корпораций. Там, где это происходит, естественно, не находится средств для инноваций с достаточно длительным циклом затраченных средств.

Следует отметить, что роль государства в формировании и функционировании венчурного капитала неоднородна. Ранее мы считали, что «в наших условиях догоняющей экономики, когда финансовый капитал еще недостаточно развит и явно не наблюдается его перенакопление, а стало быть, он не стремится формировать венчурный капитал, роль государства — не просто наблюдать за этим процессом, не только стимулировать отдельные звенья инновационной цепочки, но и создавать их» [1, 19]. Сейчас, видимо, настало время более активно воздействовать на формирование венчурной системы.

Существенное значение для успешного развития инновационной системы имеет управление ею. Такой единой системы у нас не создано. Президент Российской академии наук Фортов заявляет: «Корень многих проблем научно-технического комплекса в том, что он раздроблен на многие части, не имеет единой системы управления. У нас есть наука академическая, вузовская, оборонная, прикладная, корпоративная. Но каждая существует сама по себе, они не объединены в единое целое» [2]. Это главная причина, почему разработки фундаментальной науки не доходят до промышленности. Предлагается создать комитет по науке и технике, который существовал в советское время, — при этом, разумеется, необходимо обеспечить единство всех звеньев инновационного комплекса. Однако возникает известное сомнение, что необходимо создавать оный комитет, что внесет некоторое единообразие в действия контрагентов инновационной сферы. Сомнения возникают, во-первых, в связи с тем, что разные звенья инновационного комплекса принадлежат к разным ведомствам и источникам финансирования. Во-вторых, вырастут расходы на заработанную плату управленческого аппарата. В-третьих, увеличится время на внедрение новинок, так как потребуется время на еще одно согласование. В то же время в мировой практике все более возрастает роль стратегического планирования научно-технического комплекса. Думается, что и у нас должен быть орган, который будет заниматься этим. Создание такого органа управления, несомненно, насущная задача. Необходимо обеспечить стратегическое планирование, соединить науку и производство, все более внедрять конкурентное распределение финансовых средств на конкурентной основе.

Подведем некоторые итоги сказанному. В настоящее время рынок венчурных инвестиций находится в состоянии стагнации. В этой связи крайне полезна материальная поддержка процесса инновационного развития. Выше отмечалась необходимость совершенствования процесса защиты собственности инвестора. Причем процесс рейдерства за последнее десятилетие изменил методы захвата чужой собственности. Сейчас полем битвы становятся судебные разбирательства. При этом поддержку рейдеру подчас оказывает чиновник. Поэтому сейчас совместная работа экономистов и юристов становится крайне необходимой. Вместе с тем необходимо совершенствование законодательства, в частности, введение в законы статьи с наказанием для чиновников за поддержку рейдеров. Неслучайно и очень кстати появилось предложение ввести уголовное наказание за торговлю своим влиянием. Если человек согласился за взятку позвонить и повлиять на решение, он может быть осужден на срок до 3 лет. Как отмечалось ранее, вряд ли будут увеличиваться финансовые средства, вкладываемые в научную деятельность, и направленные на инновации. Вместе с тем можно найти средства в отраслях производства и в регионах.

Было бы целесообразно обобщить сведения о дополнительных средствах, которые положены инвесторам, издать отдельной брошюрой, чтобы большее число предприятий могло воспользоваться этими средствами на благо развития различных производств. Необходимость обобщения всех преимуществ, которые установлены отраслями или регионами для инвесторов, очевидна.

Литература

  1. Роль государства в создании и функционировании инновационной экономики в России. М.: МАКС ПРЕСС, 2008.
  2. Российская газета. 2014 г. 9 июня.

References

1.Rol' gosudarstva v sozdanii i funkcionirovanii inno-vacionnoj ehkonomiki v Rossii. M.: MAKS PRESS, 2008.

2.Rossijskaya gazeta. 2014 g. 9 iyunya.


*Пример ссылки при цитировании материалов журнала: Дунаев Э.П. Методы активизации инноваций // Философия хозяйства. 2017. № 3. С. 11—28.

Контакты

 

 

 

Адрес:           


119991, ГСП-1, Москва,

Ленинские горы, МГУ
3 учебный корпус,

экономический факультет,  

Лаборатория философии хозяйства,к. 331

Тел: +7 (495) 939-4183
Факс: +7 (495) 939-0877
E-mail:        lab.phil.ec@mail.ru

Последний номер "ФХ"

 fh5 2017

Календарь

Декабрь 2017
15
Пятница
Joomla календарь