***
Кризисные явления в Европейском союзе, нарастание негативных процессов во взаимодействии Европейского (ЕС) и Евразийского экономического (ЕАЭС) союзов и России являются следствиями изменений в мировой экономике. Основу этих изменений обусловил крах биполярной системы, сменивший ее процесс глобализации, когда преобладание либерально-рыночной модели экономики стало безраздельным, что дало основание говорить о «конце истории». Однако оказалось, что мир в таком состоянии представляет собой весьма неустойчивую конструкцию с отсутствием сдержек и противовесов со стремлением центра силы решать мировые проблемы без учета международного права, что наглядно показали войны в Ираке, Ливии.
Достаточно быстро появились, стали укрепляться новые центры силы, глобальный однополярный мир постепенно превращался в многополярный. Прежде всего, это связано с усилением Китая, развитием его экономики. Известно, что уже к 2010 г. Китай догнал США по объему промышленного производства, а в 2014 г. — по ВВП, исчисленному по паритету покупательной способности валют (ППС) [9]. Более того, появилась целая группа стран, демонстрирующая быстрое развитие и постепенно набирающая экономические, политические, военные силы, которая уже явно противостоит глобальному лидеру, — это страны БРИКС. Сначала страны были объединены в эту группу лишь по формальным признакам. Сейчас это объединение оформляется, развивается, встречи лидеров стран БРИКС стали регулярными. Так, по итогам саммита БРИКС в Форталезе в июле 2014 г., стороны подписали Декларацию о создании Банка развития БРИКС, а также договор о создании Пула условных валютных резервов в размере 100 млрд дол., который вступил в силу после его ратификации всеми странами объединения, о чем было объявлено на 7-м саммите БРИКС в июле 2015 г. в Уфе. Данные финансовые институты создаются в противовес существующим международным организациям (в частности, МВФ) с целью сделать страны БРИКС более независимыми от финансовой политики западных стран. По данным МВФ, уже в 2014 г. совокупный ВВП по ППС семерки стран развивающихся рынков: БРИКС и Мексики, Индонезии, Турции превзошел такой же показатель G7 («Большой семерки») — ведущих развитых стран (рис. 1.).
Рис. 1. ВВП (ППС) стран БРИК+Мексика, Индонезия,
Турция и стран «Большой семерки» в 2014 г., трлн дол. [9]
Все это, наряду с явлениями в мировой экономике, проявившимися в полном объеме в период кризиса 2008—2009 гг., основную причину которого составили нарастающие глобальные дисбалансы: увеличение разрыва между финансовым и реальным секторами мировой экономики; существование стран, в которых сосредоточено производство, и стран, располагающих развитыми финансовыми институтами; государственный долг США, составляющий в настоящее время более 18 трлн дол.; возможный коллапс доллара — стало причиной того, что глобализационный центр пытается сохранить свои лидирующие позиции путем ослабления конкурентов, используя организацию локальных войн, смену правительств, «цветные» революции, создание новых, ориентированных на США и предполагающих регулирование преимущественно в их интересах Трансатлантического и Транстихоокеанского интеграционных объединений. Проявлением этого стали: события в Ливии, Сирии, на Украине. Фактически главная цель событий на Украине, инспирированных во многом извне, — не дать совместно развиться Украине и России в ЕАЭС, Европейскому и Евразийскому союзам, в конечном же счете, ослабить не только Россию, но и ЕС.
Санкции также оказались направленными не только против России, Евразийского союза, но и против ЕС. Европейский союз заинтересован в сотрудничестве и с Западом, и с Востоком, создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Противостояние может только обострить имеющиеся в ЕС проблемы, которых уже накопилось немало: различия в уровнях развития новых членов и ведущих стран ЕС; увеличение долговой нагрузки, проблемы с возвратом долгов ряда стран; негативные последствия миграционных процессов, функционирование зоны евро.
В настоящее время в ЕС после принятия стран Восточной Европы разница между максимальным и минимальным значением ВВП на душу населения достигла 15 раз (табл.1), что, конечно, не способствует эффективному развитию данной организации, ставшей уже неповоротливой, с неравномерным по развитию составом и проявляющимися внутренними противоречиями: между северными и южными странами, между высокотехнологичными странами и периферией, а также с попытками выхода из нее наиболее развитых стран и состоявшимся летом текущего года голосованием на референдуме в Великобритании за выход из ЕС (так называемый «Brexit»).
Таблица 1
ЕС: ВВП на душу населения (2014) , дол. США
Страны с минимальным значением показателя |
Страны с максимальным значением показателя |
||
Болгария | 7751 | Люксембург | 119487,9 |
Румыния | 9980,9 | Дания | 60947,4 |
Хорватия | 13473,3 | Швеция | 58538 |
Венгрия | 13869,5 | Ирландия | 54411,1 |
Польша | 14411,5 | Нидерланды | 52224,6 |
Источник: [9].
В ЕС также нарастают противоречия в сфере государственного долга. Поддержка и подтягивание отстающих стран ЕС привели к крупномасштабным кредитам, которые часто неэффективно использовались и шли на решение социальных вопросов, не обеспечивая развитие экономики. Не случайно выделяют группу стран под аббревиатурой PIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания) — это страны, обремененные значительным государственным долгом, безработицей. Так, например, госдолг Греции в 2014 г. составлял 177% ВВП, Италии — 132, Португалии — 130,2 % (табл. 2).
Талица 2
ЕС: Государственный долг (2014), % к ВВП
Страны с максимальным значением показателя | |||
Греция | 177 | Бельгия | 106,5 |
Италия | 132 | Испания | 97,7 |
Португалия | 130,2 | Франция | 95,6 |
Ирландия | 107,5 | Великобритания | 89,4 |
Кипр | 107,5 | Хорватия | 85,1 |
Источник: [9].
Необходимо отметить, что по уровню государственного долга страны развивающихся рынков: БРИКС, в особенности, Россия, являются гораздо менее обремененными по сравнению с США и ЕС (табл. 3).
Таблица 3
Государственный долг, % ВВП
2003 | 2005 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
ЕС | 61,9 | 62,6 | 59,2 | 63,7 | 74,2 | 79,9 | 82,6 | 86,6 | 88,7 | 88,1 |
Россия | 30,3 | 15,9 | 8,6 | 7,9 | 10,6 | 11,3 | 11,6 | 12,6 | 14 | 17,8 |
Казахстан | 14,9 | 8,1 | 5,9 | 6,8 | 10, | 10,7 | 10,4 | 12,4 | 13,5 | 14,8 |
США | 58,5 | 64,9 | 64 | 72,8 | 86 | 94,8 | 99 | 102,3 | 104,5 | 104,7 |
Бразилия | 74,6 | 69,3 | 65,1 | 63,4 | 66,8 | 64,9 | 64,6 | 68,2 | 66,3 | 65,2 |
Индия | 84,3 | 80,9 | 74 | 74,5 | 72,5 | 67,4 | 66,7 | 66,6 | 66,7 | 66 |
Китай | 37,2 | 34,1 | 34,6 | 36,1 | 36,1 | 36 | 35,6 | 37 | 39,4 | 41,1 |
Источник: [9].
Немало проблем в развитии и у более молодого объединения — ЕАЭС. Процессы интеграции на евразийском пространстве идут медленно, достаточно противоречиво. В 1991 г. было создано Содружество независимых государств, в 1999 г. — Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, в 2000 г. — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в 2007 г. — Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, в 2012 г. — Единое экономическое пространство, с января 2015 г. действует Евразийский экономический союз, в который в настоящее время входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия.
Важнейшими проблемами развития ЕАЭС являются медленное развитие, сокращение взаимной торговли, сырьевая направленность входящих в него экономик; слабые механизмы инновационного развития, соответственно медленное внедрение инноваций [10]; значительная зависимость от импорта (технологий, продовольствия и др.).
Взаимодействие ЕС и ЕАЭС весьма плодотворно. Так, во внешней торговле ЕС является крупнейшим партнером для ЕАЭС, обеспечивая в 2015 г. 53,2% его экспорта, 40,8 — импорта, 48,8% товарооборота. До событий на Украине доля ЕС в товарообороте с Таможенным союзом — предшественником ЕАЭС — имела устойчивую тенденцию к увеличению и только с введением санкций и контрсанкций начала сокращаться (табл. 4).
Что касается места и роли стран ЕАЭС во внешней торговле ЕС, то наиболее значимые позиции, как известно, ЕАЭС занимает в сфере энергоресурсов.
Таблица 4
Внешняя торговля Таможенного союза
с Европейским союзом, % от объема
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Доля в экспорте, % | 57 | 55,6 | 57,4 | 57,7 | 56,7 | 53,2 |
Доля в импорте, % | 44,3 | 43,9 | 44,4 | 44,6 | 43,6 | 40,8 |
Доля в товарообороте, % | 52,43 | 51,45 | 52,69 | 52,86 | 51,9 | 48,8 |
Источник: [4].
Совокупная доля стран ЕАЭС в поставках топливно-энергетического сырья в ЕС среди стран — производителей энергоресурсов самая большая — в 2014 г. 35,6%, из них 30,6% приходится на Россию (табл. 5).
Таблица 5
Доля стран-производителей топливно-энергетического
сырья в поставках в ЕС, %
2001 | 2003 | 2005 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
ЕАЭС (ТС) | 25,9 | 29,3 | 31,1 | 31,6 | 30,5 | 32,6 | 35 | 35,2 | 34 | 36,4 | 35,6 |
в том числе: | |||||||||||
Россия | 24,4 | 27,2 | 27,8 | 28,3 | 27,1 | 29,3 | 31,3 | 31,0 | 29,8 | 32,0 | 30,6 |
Казахстан | 1,5 | 2,1 | 3,3 | 3,3 | 3,4 | 3,3 | 3,7 | 4,3 | 4,1 | 4,4 | 5,0 |
Норвегия | 15,6 | 16,6 | 14,8 | 13,6 | 12,3 | 12,6 | 11,7 | 11,1 | 10,2 | 9,9 | 10,7 |
Ливия | 7,1 | 6,7 | 6,8 | 7,3 | 6,9 | 6,9 | 7,5 | 2,1 | 6 | 4,6 | 2,8 |
Нигерия | 3,6 | 3,4 | 2,8 | 2,8 | 3,3 | 3,2 | 3,5 | 4,7 | 5,9 | 5,6 | 6,1 |
Алжир | 7,1 | 6,7 | 5,6 | 4,4 | 4,4 | 5,7 | 5,3 | 5,5 | 5,8 | 6,3 | 6,4 |
Саудовская Аравия | 6,8 | 6,8 | 6,9 | 4,5 | 4,1 | 3,2 | 3,3 | 4,9 | 5,5 | 5,0 | 5,5 |
США | 1,4 | 1 | 1,2 | 1,2 | 2,2 | 2,6 | 2,6 | 3,5 | 3,6 | 3,8 | 3,7 |
Азербай-джан | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 2,1 | 2,3 | 2,4 | 2,5 | 3 | 2,5 | 2,9 | 2,9 |
Ирак | н/д | 1,0 | 1,3 | 2,0 | 2,0 | 2,1 | 1,9 | 2,0 | 2,3 | 2,1 | 2,6 |
Источник: [8].
Неслучайно, в пакете санкций ЕС против России поставки газа были исключены из списка, так как Европа в значительной мере зависит от поставок российского газа.
Так, самый большой объем реализации природного газа в 2015 г. через ООО «Газпромэкспорт» приходится на страну — лидера ЕС — Германию (45,31 млрд м3), в меньшей степени на Италию (24,42 млрд м3), Великобританию (11,12 млрд м3), Францию (9,7 млрд м3) (рис. 2). При этом зависимость от поставок российского газа в ряде небольших европейских стран (2014) достигает 100% (Эстония, Финляндия, Латвия, Литва, Словакия); в других странах свыше 50% (Болгария, Словения, Чехия, Греция, Польша, Австрия) (табл. 6).
Рис. 2. Реализация природного газа через ООО «Газпром экспорт»
в страны ЕС в 2015 г., млрд м3 [3]
Таблица 6
Зависимость стран ЕС от поставок российского газа
Страна | Доля | Страна | Доля |
Эстония | 100 | Польша | 55,0 |
Финляндия | 100 | Австрия | 50,5 |
Латвия | 100 | Германия | 48,8 |
Литва | 100 | Италия | 38,9 |
Словакия | 100 | Люксембург | 25,4 |
Болгария | 87,2 | Франция | 14,7 |
Словения | 70,5 | Нидерланды | 8,5 |
Чехия | 66,6 | Румыния | 7,4 |
Греция | 58,0 |
Источник: [7].
Однако после событий на Украине, введения санкций против России, российских контрсанкций торгово-экономическое взаимодействие между ЕС и ЕАЭС, Россией стало сокращаться.
Каковы перспективы развития отношений Европейского и Евразийского союзов в этих непростых условиях? Прежде всего, это решение сложных вопросов развития каждого из интеграционных объединений.
Перед Европейским союзом стоят непростые задачи выравнивания уровней развития стран-членов, оптимизации миграционной политики: внешней и внутри ЕС в свете последних вызовов, постепенного уменьшения государственных долгов ряда стран союза,урегулирования проблем в зоне евро, выработки политики, отвечающей интересам всего объединения, способствующей преодолению тенденций к распаду этого старейшего и наиболее развитого экономического и политического интеграционного объединения.
Восстановлению отношений ЕС и ЕАЭС будет способствовать развитие самого ЕАЭС, решение сложных проблем, стоящих перед союзом и входящими в него странами, прежде всего преодоление сырьевой направленности экономик стран ЕАЭС, опережающее развитие обрабатывающей промышленности, машиностроения, производства товаров с высокой добавленной стоимостью, в том числе за счет реализации эффективной политики импортозамещения; расширение экономики знаний через стимулирование научной, инновационной деятельности, трансфер технологий, расширение поддержки предпринимательства, прежде всего малого и инновационного; система мер, направленная на увеличение взаимного товарооборота стран-членов ЕАЭС, укрепление финансовой составляющей, обеспечивающей развитие интеграционных процессов на евразийском пространстве, создание Международного финансового центра в Москве, взаимодействие в решении социальных вопросов. Перспективными являются и включение в ЕАЭС новых членов, возможность чего уже активно обсуждается.
Необходимы конкретные действия, направленные на восстановление, развитие взаимодействия Европейского и Евразийского союзов, включающие отмену санкций и контрсанкций,восстановление объемов, расширение взаимной торговли товарами, услугами, инвестиций, обеспечение дальнейших поставок газа из России, стран ЕАЭС в страны ЕС, их стабильности; развитие взаимодействия во всех сферах: спорте, туризме, культуре.
Все это будет способствовать развитию как Европейского, так и Евразийского союзов, эффективному экономическому взаимодействия на Евразийском пространстве от Лиссабона до Владивостока. Страны Евросоюза и Евразийского союза заинтересованы не в эскалации напряженности, бряцании оружием, торговых войнах, а в нормальных, взаимовыгодных экономических отношениях со своими ближайшими соседями.
Литература
- Винокуров Е.Ю. Прагматическое Евразийство // Евразийская экономическая интеграция. 2013. № 4 (21).
- Гаврилина Н.Е. Интеграция в рамках Евразийского экономического союза как важнейший фактор устойчивости в условиях глобальных мировых вызовов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 1 (33).
- Газпром Экспорт // http://www.gazpromexport.ru/statistics (дата обращения 20.04.2016).
- Евразийская экономическая комиссия. Статистика внешней и взаимной торговли товарами // http://www.eurasiancommission. (дата обращения 25.04.2016).
- Кондратьева Н. Россия — ЕС: трансграничное сотрудничество вне конъюнктуры // Современная Европа. 2014. № 4.
- Музапарова Л.М.Евразийский экономический союз: новая реальность в глобальной экономике // Евразийская интеграция: экономика, право, политика.
- Eurogas Statistical Report 2014 // www.eurogas.org/statistics (датаобращения
- Eurostat // http://www.epp.eurostat.ec.europa.eu (дата обращения 20.04.2016).
- International Monetary Fund, World Economic Outlook Database. October 2015.
- OECD Science, Technology and Industry Outlook, 2012. // http://www.. (датаобращения
Reference
- Vinokurov E.Ju. Pragmaticheskoe Evrazijstvo // Evrazijskaja jekonomicheskaja integracija. 2013. № 4 (21).
- Gavrilina N.E. Integracija v ramkah Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza kak vazhnejshij faktor ustojchivosti v uslovijah global'nyh mirovyh vyzovov // Kaspijskij region: politika, jekonomika, kul'tura. 2013. № 1 (33).
- Gazprom Jeksport. // http://www.gazpromexport.ru/statistics (data obrashhenija:
- Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija. Statistika vneshnej i vzaimnoj torgovli tovarami. // http://www.eurasiancommission.org (data obrashhenija:
- Kondrat'eva N. Rossija — ES: transgranichnoe sotrudnichestvo vne kon#junktury // Sovremennaja Evropa. 2014. № 4.
- Muzaparova L.M. Evrazijskij jekonomicheskij sojuz: novaja real'nost' v global'noj jekonomike // Evrazijskaja integracija: jekonomika, pravo, politika. 2012. № 12.