Международный политический конфликт, как и любой внутренний, представляет собой столкновение противоположных интересов, целей, ценностей, взглядов и связанных с их реализацией действий. Но его отличие от внутригосударственного заключается в конкретной природе, содержании, специфике субъектов, в особенностях механизма возникновения и развития, технологии регулирования и разрешения [1, 205].
В самом деле, по своей природе международный конфликт является внешним для данной страны, государства. Его причина, источник кроются не во взаимодействиях индивидов или групп, граждан или институтов данного общества (российского, французского, польского и т. д.), а в возникших противоречиях между интересами разных, существующих отдельно друг от друга социально-политических и национальных сообществ людей. Субъектами международного политического конфликта выступают отдельные государства, группы государств, объединенные в союзы, коалиции, либо представляющие их организации, подобные, скажем, ООН, или общественно-политические организации, или, наконец, какие-то идеолого-политические и религиозные движения. Сфера их зарождения и действия — те или иные страны, международные политические отношения, а не взаимодействия субъектов в рамках одной политической системы (различных ее носителей — слоев, партий и т. д.). Что касается интересов, целей, ценностей и взглядов, то в данном случае фигурируют те, которые в обобщенной форме выражают главные жизненные потребности и устремления, идеалы и дух конкретного народа или значительной его части, потребности, от удовлетворения которых зависит само существование, безопасность или благосостояние этого народа, его государства как единого целого.
В международном политическом конфликте противостоят не частные интересы и цели, а общие государственные интересы. В первую очередь интересы, связанные с обеспечением безопасности и суверенитета государства, с защитой его территории, экономического, социокультурного и информационного пространств.
Как показывает современная действительность, вопросы строгого соблюдения либо игнорирования основных принципов международного права становятся все более актуальными. Сегодня это было еще раз подчеркнуто в связи с новыми сложившимися геополитическими условиями — а именно, при подходе к оценке вхождения Республики Крым и Севастополя в состав Российской Федерации. Кроме прочего, вопросы использования и соблюдения принципов международного права все чаще обостряются на международной арене. Именно это в полной мере обусловливает значимость изучения в научном плане действующих принципов международного права — как основополагающих начал, норм и руководящих принципов функционирования межгосударственной системы, которые обладают высшей юридической силой и выражают закрепившиеся устои практики международных отношений.
Когда речь заходит о национальных конфликтах, объектом анализа являются отношения, где даже теоретически было бы не совсем корректно выделять те или иные сферы общественной жизни. Это комплексные отношения, где внутренне взаимосвязаны, переплетаются, переходят одни в другие социальные, экономические, политические, культурологические, правовые, социально-психологические, наконец, религиозные факторы. Отсюда проистекает сложность в исследовании национального конфликта, в понимании его природы, динамики и способов разрешения. Национальный конфликт — это конфликт между национально-этническими общностями или их частями. По своим типологическим характеристикам национальный конфликт является прежде всего социальным, поскольку его субъектами выступают крупные социальные группы, интересы которых становятся противоречивыми вследствие имеющегося неравенства социальных статусов этих групп в данной общественной системе, в конкретной стране. Одновременно это и конфликт, имеющий политический аспект, ибо ни одна цивилизованная нация не сформировалась вне присущей ей политической организации, политического государства.
Некоторые конфликты, вспыхнувшие в конце XIX в., перманентно возобновляются и поныне. Например, курдское национальное движение. Уже на конференции в Версале по итогам Первой мировой войны представители курдов требовали национальной независимости, но ее нет и сегодня. Взаимная вражда балканских народов не раз была источником бурь в Европе. С созданием в начале XX в. англичанами в Палестине «еврейского национального очага» возник конфликт между арабами и евреями, продолжающийся по сей день. Поначалу он был этническим, так как ни та, ни другая народность не являлись нациями. Конфликты, связанные с противоречием между этно-национальными интересами, играют «исключительно важную» роль в наше время, хотя они непосредственно возникали по спорным вопросам территориально-государственного устройства. Ведь в каждом случае конфликта борьба разгоралась за государственное самоопределение определенной, оказавшейся бесправной этнонациональной группы. Например, в Южной Африке таким было чернокожее население; на Ближнем Востоке — арабы-палестинцы, в Турции и Ираке — курды и т. д. В Европе конфликтами, связанными с этно-национальными различиями, стали: югославский, грузино-абхазский, англо-ирландский; в Азии — между этническими группами Афганистана, Республики Бангладеш, Индии, Индонезии, Камбоджи, Мьянмы, Филиппин, Шри Ланки, Таджикистана; в Африке — между этносами Алжира, Анголы, Либерии, Руанды, Сомали, ЮАР, Судана, Эфиопии; в Центральной и Южной Америке — между различными этническими общностями Колумбии, Гватемалы, Перу [1, 279].
В настоящее время и в ближайшем будущем начнут меняться экономические условия. Вся система хозяйственных отношений выстроена на экономической базе, которая определяется следующими факторами: правовой базой, общепринятой практикой (как кодифицированной, так и нет), личным опытом участников.
Однако есть и четвертый фактор, который играет свою роль, — это неявные правила, навязанные государством. Классический пример такого фактора — санкции США и европейских государств, введенные против России. Здесь экономические отношения не противоречат правовым нормам, как и экономическим принципам, но государства принимают политические решения. Есть еще один элемент, когда более сильное государство навязывает свои правила более слабым: налоговая и санкционная политика США.
Мы исходим из того, что происходящие экономические изменения соответствуют действительности и будут весьма существенными. В какой-то момент наступит ситуация, когда действия конкретных хозяйствующих субъектов будут меняться настолько, что станут противоречить и практике, и законодательству, и политической целесообразности. Пример из российской истории: начало 1990-х гг., когда в условиях высокой инфляции в России жизнь требовала оформления всех сделок только в иностранной валюте. При этом законодательство это прямо запрещало, общепринятая практика не была сформирована, и в результате возникла ситуация острого общественно-политического конфликта. Данный конфликт был решен путем принятия государством политического решения: любые законодательные ограничения, касающиеся валютных операций, не применяются. Хотя формально такие ограничения были отменены в 1996 г. В 1992 г. на территории России была введена свободная конвертация доллара США, и значительная часть внутреннего российского денежного оборота стала осуществляться в валюте (в том числе наличной).
Позднее валютное законодательство снова стали ужесточать, прежде всего, по налоговым причинам. Сегодня в России крупные валютно-обменные операции контролируются, цены номинированы в рублях и их привязка к иностранной валюте запрещена. Последнее ужесточение валютного регулирования произошло после декабрьской девальвации 2014 г.
В странах ЕС, ситуация может стать еще более сложной. Дело в том, что законодательство ЕС состоит из двух слоев: национального и общеевропейского законодательства. Последнее, с одной стороны, жестко ограничивает хозяйственную деятельность на национальном уровне, с другой — дает различные преференции и финансирование. Резкое ухудшение условий на национальном уровне может потребовать довольно сильных изменений законодательства, как это было в России. Однако ограничения, внесенные на уровне ЕС, законодательно изменить на национальном уровне будет невозможно.
С большой вероятностью можно предположить, что дополнительным фактором, влияющим на развитие конфликта в Евросоюзе, становится навязывание Германией своей позиции всем странам ЕС изнутри, а США и Китая — снаружи. Сегодня США не только принуждают страны ЕС к экономически невыгодным санкциям против России, но и втягивают ЕС в североатлантическую зону свободной торговли. Если этот проект все же будет реализован, он — практически неминуемо — приведет к сильной деинституализации ЕС в пользу США. Серьезно здесь страдает Германия, экспортирующая большое количество товаров, в частности класса люкс, в Россию. То же самое относится к Италии и Греции, поэтому все они хотят мира. А США, по сути, терять нечего в этом конфликте, в этом и заключается проблема — им это выгодно. И поэтому они продолжают оказывать давление на Россию и запугивать Европу просто несуществующей, по нашему мнению, угрозой, якобы исходящей от России, которая, конечно же, дает США предлог наращивать в Европе свое военное присутствие.
Если отстраниться от санкционной риторики и конфликта ЕС—Украина—Россия, мы увидим, что Евросоюз раздирают внутренние конфликты. Разговоры о выходе Греции из зоны евро ведутся не первый день. По признанию многих, это могло бы стать довольно приемлемым шагом для страны, позволив девальвировать национальную валюту и укрепить экономику. Но цепная реакция, которую породит выход страны из состава еврозоны, заставляет ЕС раз за разом спасать Грецию, а предстоящие проблемы и потеря поддержки не дают ей самой пойти на такой шаг. Вместе с тем нарастает напряженность с госдолгом Испании. По предварительным оценкам, для финансирования испанских банков понадобится минимум 62 млрд евро. Проблемы Испании на порядок серьезнее греческих, и их решение будет еще более сложным и ресурсоемким.
Все это требует принципиально пересмотреть систему отношений в рамках приведенных четырех факторов с целью обеспечить бо́льшую эффективность в условиях резких негативных изменений экономики.
Литература
1. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1998.
Текст опубликован в ФХ №4, 2015