wrapper

    

Категория: Избранное

«Мне безразлично, откуда начать, ибо снова туда же я вернусь». Таковы слова, которыми Парменид предваряет свой обращенный к нам рассказ – рассказ о том, как все в мире обстоит согласно истине. И в то же время это слова, обращенные к самому Пармениду, причем изрекает их сама Истина. Слова эти — ясное и четкое определение того, как должно быть устроено слово философское, слово философа: так, что любое единичное высказывание должно сразу схватывать всё — пусть потенциально, пусть из какого-то «частного контекста», но — именно всё, всё без остатка! «Всё» — это единственная тема философии, «как есть всё?» — единственный подлинно философский вопрос. Петербургский композитор Олег Каравайчук однажды сказал о Гоголе примерно следующее: каждая фраза у него — словно аккорд, который есть в то же время полностью завершенное произведение. Гоголь и Каравайчук — один из них писатель, другой композитор — но оба едины («заодно») через пространство, время и вопреки разделению труда, поскольку оба — философы.

Теперь я процитирую почти наугад из статьи «Перемены в мире и провидчески-державный курс России» Юрия Михайловича Осипова:

«Искренний и наивный Александр Блок, этот по сути последний великий поэт Империи, призывал слушать и слышать “музыку революции”, той самой революции, от которой, когда она разыгралась во всю мощь, и получил “ужасного сполна”. Мы же, не будучи ни завзятыми поэтами, ни бойкими революционерами, призываем слушать и слышать... метафизику, если хотите, даже музыку метафизики, ту самую метафизику, в которой есть все, а не одни лишь революционные мотивы: события и процессы; силы и слабость; геройство и трусость; верность и измены; разумность и безумие; размеренность и турбулентность, тиши и бури; войны и революции, в общем — все!» [1, 26].

Возможно, что уже из одного только названия этой статьи мне должно было бы стать ясным, что со многими вещами в ней я вряд ли буду согласен — возможно, что некоторые или даже все мои политические и эстетические оценки существенно иные, подчас прямо противоположные, чем те, которые высказывает ее автор. И в то же время я не могу не согласиться с этим чисто философским высказыванием о безусловном первенстве метафизической постановки вопроса. Метафизика — одно из древнейших имен философии, поясняющее, в чем же смысл этого странного занятия. Такое высказывание, такой императив — «слушать метафизику» — сразу же меняет суть дела: теперь все оценки, рекомендации, разоблачения, которые высказывает автор от своего лица — в его же собственном тексте (это вопрос: насколько философский текст может быть собственностью автора, и каков здесь смысл слова «собственность»?) оказываются тем, что подлежит суду метафизики, ее собственного слова о Всём. Взгляды («мнения», по Пармениду) могут быть какие угодно: радикальные или консервативные, правые или левые, модернистские или постмодернистские — но теперь, перед этим судом, они не более чем гипотезы о том, как сегодня, в нашей исторической ситуации, раскрывает себя это самое Всё.

Юрий Михайлович не считает себя «завзятым поэтом», но разве его слово не поэтично? (Разве не обвинял Мартина Хайдеггера Рудольф Карнап в том, что его философия — это просто «плохая поэзия»?). На это надо ответить: философ должен говорить так, как если бы размежевание «науки» и «искусства» еще не произошло — и оттого часто ему приходится выходить за рамки конвенционального языка той области (например — науки о хозяйстве, «экономической теории»), исходя из которой он задается вопросом о том, как есть опять-таки это самое Всё (как экономика участвует во Всём и что претерпевает само Всё, примеряя на себя форму экономики — вспомним в связи с этим тезис Сергея Николаевича Булгакова об «экономизме» как господствующем мировоззрении современности). Да, язык (и образ мысли) Юрия Михайловича может раздражать «ученого» — и по праву, ведь сам этот язык также возникает из раздражения, порождаемого «позитивной наукой», ее языком и ее постановкой вопроса, которая (как принято считать, по праву) исключает из рассмотрения упомянутое Всё в силу его «беспредметности». Наука мыслит себя «преодолевшей» метафизику, но разве «научное» определение метафизики (например: ложное знание о том, что не подлежит верификации или, скажем, фальсификации) не говорит о метафизической природе самой науки — о том, что она построена на вытеснении своего изначального интереса? Конечно, есть смысл различать метафизику и науку, а также метафизику и диалектику (хотя для «позитивной науки» диалектика тоже метафизикаОсипов Ю.М. Перемены в мире и провидчески-державный курс России // Философия хозяйства. 2012. № 5.

  1. Осипов Ю.М. С.Н. Булгаков: век одиночества (к столетию выхода в свет работы С.Н. Булгакова «Философия хозяйства» и защиты им в Московском университете одноименной докторской диссертации) // Философия хозяйства. 2012. № 4.

References

  1. Osipov Yu.M. Peremeny v mire i providcheski-derzhavnyj kurs Rossii // Filosofiya khozyajstva. 2012. № 5.
  2. Osipov Yu.M.

[1]Примечателен пример Карла Маркса: он претендовал на научность своей теории, но в то же время был диалектиком и (парадокс! парадокс ли?) оставался метафизиком — не в том смысле, что полагал некую «абсолютно запредельную» сущность, а в том, что рассматривал это самое «мета-» (или «транс-») в качестве способа бытия человека, его сущностной историчности (в рамках которой становится понятной и неизбежность появления всяких мистических «вещей», в том числе и в рамках «всецело рациональной» экономики — таков, как известно, товар, эта «чувственно-сверхчувственная» вещь). Диалектика есть ритм, логика этой метафизики — а наука должна быть воспроизведением в дискурсе именно этой диалектики, а не абстрагированной (вырванной из контекста) фетишизированной предметности. Сходной с позицией Маркса в отношении политической экономии будет позиция Зигмунда Фрейда в отношении экономии психической. 

Контакты

 

 

 

Адрес:           


119991, ГСП-1, Москва,

Ленинские горы, МГУ
3 учебный корпус,

экономический факультет,  

Лаборатория философии хозяйства,к. 331

Тел: +7 (495) 939-4183
Факс: +7 (495) 939-0877
E-mail:        lab.phil.ec@mail.ru

Последний номер "ФХ"

 fh2 2017

Календарь

Октябрь 2017
22
Воскресенье
Joomla календарь